Нейропсихологическое сопровождение детей и подростков: основные принципы организации

Нейропсихологическое сопровождение детей и подростков: основные принципы организации

Агрис А. Р., Захарова М. Н.
Журнал практической психологии и психоанализа, 2021, № 2

Открыть полный текст статьи в PDF

Детский нейропсихолог — очень востребованная и даже модная сегодня специальность в сфере помощи детям в их развитии и обучении. Часто начитанные и заинтересованные в получении рекомендаций специалиста родители хотят обратиться за помощью именно к нейропсихологу, а не, к примеру, к психологу или логопеду. В свою очередь психологи, дефектологи, логопеды, педагоги, а иногда и врачи активно стремятся дополнить свое образование знаниями по нейропсихологии, а порой даже меняют свою специальность в этом направлении и уже позиционируют себя именно как нейропсихологов.

Однако тренд этот новый — такой популярностью нейропсихология обзавелась только в начале 2010-х годов. До этого нейропсихологи в профессиональном сообществе встречались единично. Это обусловлено молодостью детской нейропсихологии — систематическое ее развитие, которое можно проследить по научным публикациям, началось в нашей стране только с конца 1980-х — начала 1990-х годов. До недавнего времени такую специальность получали в нескольких вузах страны, а постдипломное образование по нейропсихологии практически отсутствовало. Сейчас ситуация поменялась: детских нейропсихологов становится все больше, как и возможностей получить подготовку такого профиля — как на коротких курсах в несколько сотен или даже всего десятков часов, так и на длинных программах, рассчитанных на несколько лет.

Такой быстрый, в одночасье возросший приток в эту (еще недавно очень редкую!) профессию большого числа специалистов, по сути только начинающих свое развитие в ней, да еще и имеющих очень разную по объему (и, к сожалению, порой и по качеству) подготовку, имеет свои последствия. Если знать обстоятельства развития нейропсихологической практики в нашей стране, не удивляешься вместе с родителями своих клиентов и другими специалистами тому, насколько разные методы и способы интерпретации происходящего с ребенком можно увидеть, сравнивая работу одного нейропсихолога с другим. Ситуация усугубляется тем, что в момент резкого роста популярности этой специальности еще не были четко выработаны и прописаны границы компетентности нейропсихолога, правила организации его работы (сеттинга) с детьми и родителями, требования к его квалификации и этические принципы его работы. Отсутствие единых представлений обо всем этом сейчас — серьезная проблема, мешающая унификации нейропсихологической практики и контролю ее качества.

В предлагаемой статье специалисты нашего института — Анастасия Романовна Агрис и Марина Николаевна Захарова — обсуждают последствия описанной ситуации и пробуют двигаться к выработке таких основных принципов организации нейропсихологического сопровождения в детском возрасте. Предлагаем поразмышлять вместе с ними о том, как должен и как не должен специалист-нейропсихолог строить свою работу и профессиональную идентичность.

Открыть полный текст статьи в PDF